Чем грозит реституция сделки по военной ипотеке с застройщиком?
В последнее время на рынке военной ипотеки стали возникать ситуации, при которых участник НИС, купивший квартиру по военной ипотеке у застройщика на стадии строительства, выступает с требованием расторжения договора долевого участия в строительстве. Фактически – отказывается от совершенной сделки.
Основных причин данных действий, как правило, две:
- Значительное расхождение площади построенной квартиры (естественно, в меньшую сторону) по сравнению с указанной в договоре.
- Срыв сроков сдачи застройщиком жилого комплекса.
Также одной из причин может выступать ухудшение в процессе строительства характеристик жилого комплекса. Например, ЖК начинал строиться и презентовался участнику НИС как бизнес-класс, а по окончании срока строительства, превратился в «комфорт».
Все вышеперечисленные обстоятельства, безусловно, малоприятны для покупателя квартиры по военной ипотеке, и самое интересное, данные категории дел достаточно просты и иски по ним имеют большие шансы на удовлетворение, чем, безусловно, пользуются пронырливые юристы, представляющие победу в суде как исключительно собственную заслугу.
Однако участнику НИС следует знать о подводных камнях такой стратегии:
1. Отдать придется больше, чем брал. За время, прошедшее с получения кредита, взносы, перечисленные ФГКУ «Росвоенипотека» в банк, гасили в основном одни проценты. Основной долг по кредиту не уменьшился, а сумма задолженности по ЦЖЗ перед государством выросла весьма значительно.
2. Участник НИС, просчитав все эти моменты, выставляет в исковом заявлении данные требования: о возврате застройщиком не только суммы по стоимости договора, но и различных неустоек: процентов в банк, моральный ущерб, вынужденный простой и тому подобное.
3. И здесь происходит самое интересное: подход судей к удовлетворению таких опциональных требований исков, как сопутствующий ущерб и проценты, крайне консервативен, иначе все застройщики давно бы разорились и вообще ничего не построили. Поэтому суды «режут» все более чем лихо: заявляешь неустойку за позднюю сдачу объекта в 300 тысяч рублей – суд сокращает ее в 6 раз и определяет выплатить 50 тысяч рублей. В удовлетворении требований уплаты процентов по кредиту вообще суд может отказать полностью, так как по большому счету к застройщику этот вопрос отношения не имеет.
Что же имеем в итоге?
Участник НИС, подготовившись к суду, наняв дорогого адвоката, который пообещал ему все «разрулить от и до, еще и заработать», получает удовлетворение основных требований своего иска в расторжении договора долевого участия в строительстве, в рамках которого он купил квартиру по военной ипотеке.
Допустим, квартира куплена за 3 млн. рублей: суд обязал застройщика данные средства вернуть туда, откуда он их получил, со спецсчета участника НИС – в банк. А ситуация у военнослужащего как раз такая, что год назад он покупал квартиру за 3 млн. рублей, а возвращать необходимо банку и по договору ЦЖЗ уже 3,25 млн. рублей, так как целый год гасились только проценты по кредиту.
По дополнительным требованиям – либо отказ, либо частичное удовлетворение. Итого, дополнительно затребовав с застройщика, например, 400 тысяч рублей за проценты по кредиту и иные виды ущербов, участнику НИС удовлетворили 60 тысяч рублей. Соответственно, общий размер присужденных выплат – 3,06 млн. рублей, вместо необходимых к возврату, для снятия обременений с квартиры и полной реституции 3,25 млн. рублей.
И получается, что участник НИС для окончательного расставания с квартирой вынужден найти еще дополнительно 190 тысяч рублей собственных средств. Естественно, об этом никакие юристы в начале процесса ему не говорили, так как их цель – заработать на самом процессе. Вот в такую нелепую ситуацию может попасть военнослужащий, опрометчиво купивший объект, который впоследствии вызвал к себе вопросы и породил действия участника НИС, направленные на отказ от этой сделки.
Отметим, что предъявить какие-либо претензии к ФГКУ «Росвоенипотека» по поводу того, что они дали добро на покупку квартиры по военной ипотеке в определенной новостройке не получится. Дело в том, что аккредитацией как застройщиков, так и объектов строительства занимается банк, а не Росвоенипотека, которая только согласовывает очередной объект по данным, предоставленным банком-кредитором. Также не стоит забывать, что договор участия в долевом строительстве заключается непосредственно между участником военной ипотеки и застройщиком, и Росвоенипотека не является стороной данного договора.
ФГКУ «Росвоенипотека» не обладает полномочиями по принуждению застройщиков к исполнению обязательств, возникших из договоров участия в долевом строительстве, так как не осуществляет регулирование, контроль и надзор в области строительства жилых домов. В связи с этим, Росвоенипотека, в случае неисполнения застройщиком своих обязательств по каким-либо причинам, может принимать только посильное участие в процессе нивелирования возникшей ситуации путем направления обращений и запросов в компетентные органы.
Ситуаций, когда приходится расторгать договор участия в долевом строительстве, проще не допускать, чем впоследствии решать, поэтому в очередной раз рекомендуем военнослужащим крайне обстоятельно и избирательно подходить к вопросу приобретения жилья и выбору тех лиц, услугами которых Вы пользуетесь на рынке военной ипотеки.