Проблема доначисления инвестиционного дохода — одна из актуальных для участников накопительно-ипотечной системы, включённых в реестр несвоевременно. Законодательный «пробел» в этой области существует и военнослужащим приходится обращаться в суд для отстаивания своего права на получение процентов от доверительного управления накоплениями.
Инвестиционная часть — такая же законная доля целевого жилищного займа, как и базовая. Размер базовой части является фиксированным и утверждается Законом о бюджете страны ежегодно, инвестиционная — «плавающая», так как зависит от процентов, полученных в результате доверительного управления базовыми средствами.
Размер накопительных средств для военных, включенных в реестр в январе 2005 года, сегодня составляет 2,7 млн. руб. базовой части и почти 1,7 млн. руб. инвестиционной. Для тех, кто был включен в реестр, к примеру, в январе 2015 г., эти части составляют 1,2 млн. руб. и 0,3 млн. руб., соответственно. Объём инвестиционного дохода, перечисляемого на именной счет, зависит от даты включения военнослужащего в реестр НИС, и чем позже военнослужащий был включен в реестр, чем меньше общий объем накоплений.
Примечание — в 2019 году размер ежегодных накоплений составил 280 009,7 рублей. В проекте бюджета на 2020 год запланировано начисление 288 410,0 руб.
Методы выяснения «своих» взносов
До середины 2019 года военнослужащий мог отслеживать размер накоплений через личный кабинет на сайте ФГКУ «Росвоенипотека» — через специальную форму отправлялся запрос, ответ на который приходил в течение 4 дней. С июля данную возможность упразднили. По пояснениям ФГКУ «Росвоенипотека» предоставление информации в личном кабинете было инициативой учреждения, и закрытие доступа не является нарушением нормативно-правовых актов по НИС.
Порядок получения сведений о размере накопленных средств прописан в ведомственных приказах. Например, в Минобороны – это 245 Приказ раздел VI, в ВНГ – это 79 Приказ, раздел VII. Однако существование данного порядка не гарантирует доведение информации до военнослужащих. Как показывает многолетняя практика, сведения доводятся в лучшем случае до 30% участников НИС.
Военнослужащим ничего не остаётся, как искать на различных порталах калькуляторы для расчёта накопленной суммы. Стоит учесть, что все калькуляторы имеют погрешность, так как учитывают усреднённые данные, а при точном расчёте накоплений необходимо знать несколько дат – дату возникновения основания для включения в реестр, дату фактического открытия именного счёта и дату направления накоплений в доверительное управление.
Проблема получения инвестиционного дохода для тех, кто включён «задним» числом
Данная проблема существует с момента запуска НИС. Росвоенипотека при включении в реестр с опозданием начисляет только базовую часть. Процентная часть накоплений начинает формироваться на счёте военнослужащего только с фактической даты открытия именного счёта.
Пример. Дата возникновения основания для включения в реестр – 11.01.2010 (присвоение звания «прапорщик»). Фактически документы на включение в реестр поступили в регистрирующий орган – 23.10.2018 года. Росвоенипотека открыла счёт военнослужащему – 29.11.2018 года, средства переданы в доверительное управление – 01.01.2019 года. Размер потерянных процентов составляет 910 000 руб.
В ФГКУ «Росвоенипотека» есть свои доводы для объяснения позиции не начисления процентной части.
• Базовая часть является известной и фиксированной, в то время как инвестиционная зависит от результатов инвестирования. Если военный не числился в реестре, его базовая часть не находилась в обороте для получения инвестдохода. В связи с этим реализация решения начисления процентной части при включении «задним» числом, приведёт к тому, что выделение процентной части придётся осуществлять из общего дохода от доверительного управления, что приведёт к усугублению проблем с недофинансированием НИС, и к нарушению прав военных, вовремя включённых в реестр.
• Положения закона для начисления инвестиционного дохода «задним» числом отсутствуют так же, как и методики расчета для выполнения данной операции.
• Государство полностью выполняет свои обязательства по жилищному обеспечению военных с использованием одной только базовой части ЦЖЗ: в расчёт берётся норматив стоимости квадратного метра, официально установленного Министерством строительства РФ.
• Усреднённая норма размера квартиры для военнослужащего, которую можно приобрести по НИС, должна составить 54 кв. м.
Примечание. По мнению Росвоенипотеки, именно по этому нормативу оценивается покупательская «способность» накоплений и необходимость доначисления инвестиционного дохода в соответствующем размере. При уточнении информации, почему берутся в расчёт именно 54 кв. м., пояснено, что п. 1 ст. 15.1. 76-ФЗ предусматривает норматив 18 квадратных метров на одного человека и, исходя из среднего состава семьи военнослужащего в количестве 3 человек, выведены 54 кв. м. При этом обращаем внимание, что статья 15.1. 76-ФЗ не имеет отношения к участникам НИС!
Важно понимать: большинство случаев включения «задним» числом возникают не по вине военных, а из-за ошибок лиц, ответственных за оформление и пересылку документов. Фактически последствия вины данных лиц перекладываются на военных, которые имеют законное право на использование в военной ипотеке всех накопительных средств с даты регистрации рапорта.
Конституция РФ в части 2 ст. 40 гарантирует право военных на жилищное обеспечение. Принцип равенства, также закрепленный в Конституции, в данном случае нарушается, так как происходит дифференциация граждан по дате включения при прочих равных условиях — дате получения основания и регистрации рапорта. При этом объективных причин такой ситуации нет — недостаток бюджетных средств и ошибка должностных лиц не должны являться основанием для ущемления прав военнослужащего.
«Покупательская» способность и норматив жилья — понятия, которые также некорректно использовать в разрезе разной стоимости квартир в различных регионах. Из данных пунктов можно сделать вывод, что те, кто «дополучил» доход, являются «сверхобеспеченными» жилыми помещениями и обогащаются за счёт государства, что является в корне неверным утверждением.
О необходимости восстановления процентной части накоплений разговоры велись в 2018 году. По итогам совещаний, посвящённых накопительно-ипотечной системы, 28 марта 2018 года подписано Постановление Совета Федерации № 91-СФ. В перечне рекомендаций по устранению существующих в НИС проблем, присутствует пункт «Рекомендовать ФГКУ «Росвоенипотека».
Однако, Росвоенипотека в возражениях, предоставляемых на судебные заседания по взысканию инвестиционного дохода в 2019 году, указывает:
Постановление 91-СФ с рекомендациями от марта 2018 года. К концу 2019 года нет ни методики расчёта, ни судя по всему, федерального органа исполнительной власти, заинтересованного в разработке методики расчёта и начисления, упущенного инвестдохода, и военнослужащим остаётся защищать свои интересы в суде.
Звоните 8-800-100-97-67, проясним ситуацию по данной проблеме.