Президентом РФ подписан указ о внедрении электронных закладных в сферу ипотечного кредитования.
Внесение поправок в ФЗ No102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)» затрагивает статью 14 «Содержание закладной». Поправки вступают в силу в июле следующего года.
В соответствии с нововведениями, электронная закладная приобретает юридическое значение и может использоваться в качестве альтернативы «бумажному» варианту при оформлении ипотеки. Нововведение касается не только гражданских ипотечников, но и военнослужащих, использующих льготный кредит по программе «Военная ипотека» для покупки жилой недвижимости.
Закладная – это ценная бумага, оформленная с целью подтверждения прав её владельца (кредитора) на залог имущества, обременённого ипотекой, и право требовать исполнения ипотечных обязательств. Закладная представляет собой именной документ и оформляется на конкретный объект залога. Хранение закладной осуществляет специальный депозитарий, имеющий соответствующие полномочия. Электронная закладная идентична по ценности «бумажной» и носит те же удостоверяющие функции.
Обязательными сторонами закладной являются залогодатель (собственник залогового имущества, в нашем случае им выступает участник военной ипотеки) и должник (в военной ипотеке должник – это тот же участник НИС).
Учитывая законодательные нововведения, форма выдачи ценных бумаг, электронная или документарная, регулируется кредитным договором.
Порядок оформления электронного документа
Оформление закладной в электронном виде производится залогодателем (военнослужащим – при оформлении военной ипотеки) в онлайн-форме путём заполнения анкеты, расположенной на интернет-ресурсе государственных услуг или на сайте регистрирующего органа (Росреестра). Кроме данных, в соответствии со ст.14 ФЗ No102 обязательных к указанию в бумажной закладной, электронный вариант также требует:
- номер счёта депо владельца ценной бумаги или доверенного лица, а также номинального держателя (при его наличии);
- наименование спецхранилища;
- адрес электронной почты (email) спецхранилища;
- прочие данные, в случае необходимости.
После заполнения, обе стороны скрепляют документ специальной электронной подписью, после чего передают в регистрирующий орган (Росреестр), где он заверяется официальным лицом. Заверенная бумага помещается в банковское хранилище – «депозитарий», а информация о закладной отражается в регистрационной записи об ипотеке.
По мнению экспертов, разрешение оформления электронных закладных является упрощением схемы ипотечного кредитования и первым шагом к полному циклу онлайн-оформления ипотечных сделок.